Принцип "обучение-исполнение"
Обучение народному пению невозможно вести как учебный предмет.
Это скорее совместное путешествие в мире звука и песни, общение, где на какое-то время выстраивается отношение "учитель -
ученик". Иногда таким учителем становится другой участник, который может поделиться своим
окрытием или звуком, иногда запись старинной
песни. (Подробнее о связке "учитель-ученик" см. здесь: >>) В связи с этим в основе формы проведения встречи лежит принцип "обучение-исполнение", то есть обучение неразрывно соединено с событием исполнения песни. Конкретно это выражается, например, в том, что за вечер песня поется по возможности один раз. Это делает
каждую встречу живой и неповторимой. А сила первого исполнения песни становится основой для погружения в неё.
Резонансное пение - тело как духовой инструмент
Ребенок начинать петь не с изучения слов и мелодии, а с того, что
копирует тембр и интонацию поющего. Вслед за этим он непроизвольно
осваивает, различает, слова и мелодию. В основе
подхода к обучению пению лежит развитие умения настраиваться на
тембр голоса другого более опытного мастера и петь так же
как поет он: петь "за следом". При
пении "за следом" используется явление звукового
резонанса, во первых, со своим телом (тело как духовой музыкальный
инструмент), во-вторых, с аккустикой помещения, в-третьих, с голосом
другого человека. Участник курса буквально заново откроет свой голос и узнает о красоте и силе резонансного звука, которые удивят его самого. (Коротко о теории
звукового резонанса - здесь)
Пение "за следом"
Пение "за следом" ни что иное как поиск резонансного соединения со своим более опытным партнером: его пение становится подобием нот для обучающегося. Это подключение к устной
традиции передачи сокровенного знания, заключенного в звуковой
интонации подлинной народной песни.
Будте как дети или особенности обучения пению врослых
Обучение пению при устной передаче превращается в занимательную
игру. Поначалу эта игра выглядит забавно, потому что приходится
петь то, что в общем-то петь не умеешь, то есть ошибаться как ошибаются при обучении дети.
Обучение пению взрослых - интересное занятие. Право на ошибку освобождает человека от многих неверных представлений
о слухе и голосе, открывает дорогу к освоению нового песенного опыта, суть которого сводится к тому, что пение - это не только и не столько
следование ритму и звуковысотности, сколько особая форма невербального
общения, общения в звуке. Это своего рода освобождение.
Ансамблевое и хоровое пение
или как наблюдать и действовать в кругу
Традиционное пение - это ансамблевое, а не хоровое пение. В хоре скорее важно единообразие, в ансамбле же - самоорганизация и личная
инициатива. То же можно сказать и о наших песенных встречах. У каждого свой личный внутренний путь, своя скорость
погружения в предмет, поэтому здесь вместе находятся люди с разным уровнем мастерства. Индивидуальный
подход соединен с групповым. Каждый участник имеет возможность ставить личные цели, исходя из своих конкретных умений в овладении певческими навыками. При
этом предлагается проявить определенный уровень самостоятельности,
способности к наблюдению и осознанию происходящего. Можно с уверенностью сказать, что ансамблиевое пение развивает лидерские качества.
Досуг и работа над собой одновременно
Наши встречи - это полноценный досуг и работа над собой одновременно. Вступая в мир песни, мы вступаем в мир эмоции: ничто
так непосредственно не передает эмоции человека, как звук его голоса.
Резонирующий живой звук становится ключом к его собственным переживаниям
и сообщает самому человеку о богатстве его чувств, а песня оказывается
той, веками отработанной формой, в которой чувстава находят отдохновение.
Каждая встреча - это путешествие из городской суеты в очищающий
мир подлинной народной песни.
|