• ОТКРЫТИЕ ГОЛОСА
  • ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ с живого голоса без нот
  на главную

 

"Нет слуха и голоса"

     С детства людям внушается в музыкальных школах и других учебных заведениях, что слух и голос есть не у всех, а лишь у природно одаренных людей. Приходит девочка учиться музыке в детстве, а ей говорят, мол, извини, медведь на ухо наступил, а ребенку очень хочется петь или бренчать на чем- нибудь. И остается на всю жизнь отпечаток: на все годна, кроме одного – музыки. Но наши занятия подтвердили, что слух и голос дан от Бога всем без исключения людям. Только некоторые настроены на эту музыкальную волну с рождения, а некоторые по разным причинам – нет. Однако, у всех когда-то было желание запеть или подпеть песню, ведь люди не роботы.
     Пение – это естественная потребность любого организма к самовыражению. Дети, не зная песен, часто распевают все, что видят вокруг, или какие то отдельные слова. Мужчины и женщины, напиваясь, орут что-либо во всю глотку, лишь бы выплеснуть то, что внутри накопилось, хоть и в такой уродливой форме. Птицы общаются звуками.
Наша современная культура подсовывает всякие жвачки на удовлетворение этой потребности – последнее изобретение - это пение в караоке. Можно выпить и поокричать что-нибудь в микрофон, изображая из себя персонажа фабрики звезд. Но это снова механизация этого живого явления – звука.
     В традиционной русской культуре деревни, не было штампа «нет слуха и голоса», если человек говорит и слышит окружающее, значит совершенно точно он может петь. Но даже при этом нельзя сказать, что пели все.  Пело большинство, но не все. Были деревни поющие и не поющие. В поющих деревнях были мастера пения и подпевающие, существовала такая естественная  иерархия, зависящая от мастерства владения голосом и знания песен. Конечно, запевала – это всегда мастер песни, лидер,  тот, кто может завести песню, и ее тянуть.
     Вполне можно говорить о существовании внутри каждой поющей русской деревни самобытной школы песнетворчества. Явления несистемного, но со своими внутренними канонами, устоями, четко выстроенной иерархией, определенным репертуаром, стилем исполнения.   Воссоздать этот внешний очень гармоничный строй,  сейчас невозможно, потому что нет уже общинной жизни.  Но во внутреннем содержании песен отпечатан, закодирован этот гармоничный строй, он передается как код, когда человек начинает уже осмысленно исполнять эти старинные песни в поющем кругу. В человеке что-то начинает пробуждаться, открываться через  звук, напев, ритм, движение.
Н.Миронова

 
Сайт управляется системой uCoz